Во Льва Толстого, что в 19 километрах от Калуги, создаётся уникальное культурное пространство. Наш земляк, выпускник ГИТИСа, актёр столичных театров Et cetera и им. М. Ермоловой Глеб Данилов, сыгравший одну из ролей в фильме «Подольские курсанты», успешно осуществляет вдали от столицы театрально-досуговый проект.
ТЮЗ предпочитал школе
– Глеб, откуда вы родом и когда решили связать свою жизнь с театром?
– Я родился и вырос в Калуге, но часть моих предков по линии отца из Дзержинского района. Помню, что в детском саду мне очень нравилось выступать на утренниках, и я даже пробовал себя тогда в роли режиссёра. В 2005 году записался в студию калужского ТЮЗа. Через год сыграл первую значимую роль зайки-зазнайки по сказке Сергея Михалкова. Тогда же получил свой первый гонорар – 350 рублей за семь спектаклей, которым был несказанно рад. Первые настоящие театральные уроки мне преподал Михаил Визгов, главный режиссёр ТЮЗа. Там я влюбился в эту занозливую сцену, почувствовал запах пыльных колосников, впитал удивительную, особую атмосферу коллектива калужского Театра юного зрителя. Благодарен актёру Александру Терехову за наставничество. Я учился в школе № 23, неподалёку от площади Победы. Однажды меня вызвали к директору из-за пропуска уроков: в театре я появлялся чаще, чем в школе.
Учился у великих мастеров
– Какие впечатления остались от учёбы в ГИТИСе?
– Большое влияние на меня оказал великий Владимир Андреев, которого не стало в прошлом году. Он был удивительно живой и чистый человек, который учил нас актёрству прямо на сцене. Я сыграл с ним в его последнем спектакле, потом театр закрыли на пандемию, и в августе его не стало. Александр Калягин не являлся моим учителем в ГИТИСе, он учил меня уже в театре Et cetera, в котором я некоторое время работал. Я ему говорю: «Сан Саныч, вы для меня учитель!» Он смеётся: «Ты же у меня не учился». Отвечаю: «Я работаю у вас в театре, выхожу с вами на сцену и тем самым учусь».
– В театре имени М. Н. Ермоловой больше не служите?
– После смерти Владимира Андреева даже представить не мог, что те роли, которые я играл с Владимиром Алексеевичем и которые были сделаны под него, мне пришлось бы играть с другим человеком. Поэтому пока завершил сотрудничество с театром Ермоловой. Однако это не значит, что я оттуда вообще ушёл, просто в наших взаимоотношениях наступил перерыв.
Перспективная глубинка
– Как пришла идея создать театрально-культурное пространство?
– Местные жители, родители детей дошкольного и школьного возраста не раз обращались ко мне: «Глеб Юрьевич, вы окончили ГИТИС, работаете с такими мэтрами. Сделайте у нас, пожалуйста, актёрскую студию или привезите известных артистов!» А почему бы нет, подумал я. Место у нас туристическое, сюда приезжает очень много москвичей. И я решил соединить эти два напрвления: проект сельского театра и расширение творческого центра.
Мне кажется, что идея сама по себе очень перспективная. Частный театр – дело убыточное. В нашем случае оно убыточным и заброшенным не станет. Всю неделю будет работать досуговый центр, а в выходные дни будем проводить спектакли малых форм, творческие вечера известных артистов, привлекать творческие лаборатории и т.д. При театре откроем детскую театральную студию. Я обнаружил, что ни одного сельского театра как такового ещё не зарегистрировано. Есть кружки при домах культуры, есть поселковый «Театр Мотыгино», который позиционирует себя как таёжный. И мы решили зарегистрировать первый и пока единственный сельский театр, назвав его «Театр села».
Шевчук, Маргулис и Чиграков
– С чего начинали?
– Помещение, где теперь располагается досуговый детский центр «Детки-конфетки», находилось в полузаброшенном здании, которое мы делили с частью аптеки. Прямо внутри здания росли берёзы. Мы решили его восстановить для коммерческих целей. А потом подумали: почему для детей в селе Льва Толстого ничего нет? И создали сельский досуговый центр. И вот сегодня по прошествии пяти лет в нём занимаются более двухсот детей. В 2019 году аптека обанкротилась. И так получилось, что если бы мы не выкупили эту аптеку, она ушла бы с торгов к другому владельцу, который бы просто забаррикадировал вход в это здание. Тогда мы сделали проект сбора на краудфандинговой основе. Журналист Алексей Пивоваров помог нам своей передачей, было много других публикаций. Так мы собрали нужную сумму и в дальнейшем выкупили эту часть. Одна телекоммуникационная компания помогла с ремонтом помещения.
– Понятно, что на проект нужны деньги. Кто вам помогает?
– Мы создали платформу народного финансирования на платформе «Планета ру» – «Театр села». И это у нас уже третий проект. Первым проектом мы собрали деньги и сделали для детей поездку в Санкт-Петербург, второй проект был ориентирован на выкуп здания, а теперь нам нужны деньги на ремонт и строительство. Думаю, это наш крайний проект – большой и основательный. В этом начинании нам решил помочь известный рок-музыкант Сергей Чиграков. Проект также поддержали Евгений Маргулис, Юрий Шевчук и группа «ДДТ». Периодически они напоминают о нем подписчикам своих сообществ. В этом проекте они, как истинные рокеры, видят филантропию и желание помогать детям. Поэтому им тоже интересно создание такой площадки.
Профессиональный подход
– На сколько человек рассчитан зал театра? Сколько будет стоить билет?
– В зале будет не менее шестидесяти мест. Но больше он здесь и не нужен. Одна заядлая калужская театралка как-то мне сказала: «Глеб, беспроигрышная идея! Лучшие спектакли Калужского драматического театра проходят на малой сцене». С ней можно спорить, но когда есть непосредственная близость с актёром, в этом присутствует какая-то магия. И мне кажется, есть смысл поставить именно на это.
Относительно стоимости билетов, пока мы ничего не планировали, но многое зависит от спектакля. Если это будет репертуарная постановка с местными артистами – то в диапазоне 150–400 рублей. Хочу сразу оговориться, что мы не идём любительской тропой, а пытаемся приглашать профессиональных артистов.
Гафт благословил, Горобцов поддержал
– То есть вы нацелены на имиджевый проект?
– Сегодня внутренний сельский туризм набирает обороты, а театр как раз расположен рядом с туристическим объектом. И сам факт того, что ты увидишь живого Растеряева или Чигракова в сельской местности, потом ещё сходишь хлебушка поесть в монастырь да диораму «Стояние на Угре» посмотришь, приведёт к тому, что вернёшься в Москву и скажешь: «А вот в Калужской области есть такое место!»
Когда к нам приезжал заместитель губернатора Константин Горобцов, то сразу поддержал нашу идею, потому что согласен с тем, что в этом месте нужен имиджевый проект, который бы обогащал инфраструктуру и культуру нашей области. Во всё это предстоит вложить немало сил, но, думаю, что всё получится!
– Как-то вы сказали, что с трепетом относитесь к творчеству Валентина Гафта и обязательно сделаете что-то, посвящённое этому артисту.
– Когда у нас будет сформирована труппа, мы обязательно сделаем мероприятие с прочтением стихов Валентина Иосифовича, чему бы он был несказанно рад. Уже будучи глубоко больным, Гафт дал нам благословление, сказав: «Читайте мои стихи».
Беседовал Кирилл ГИЗЕТДИНОВ
Источник https://nedelya40.ru/ot-zajki-zaznajki-k-teatru-sela-kak-sozdaetsya-unikalnoe-kulturnoe-prostranstvo_125246/